Здравствуйте, уважаемые читатели! Рад вас снова приветствовать на нашем блоге. Ни для кого не секрет, что на биржевых активах сейчас стоит весь мир, и зарабатывать на инвестициях в них интересно многим.
И сегодня я вам расскажу, как компании выставляют свои акции на мировой рынок c помощью Initial Public Offering.
Ipo это способ публичного размещения ценных бумаг с целью привлечения дополнительных капиталов.
Что это такое, как проводится айпио, и для чего он нужен – все это мы с вами рассмотрим в этой статье.
Содержание статьи:
Основная суть данного процесса
Все перспективные и крупные компании проводят IPO, главной целью которого является привлечение средств для дальнейшего развития бизнеса.
Акции начинают активно обращаться на фондовых рынках и приносят финансовые ресурсы организации, которые можно использовать на уплату долгов, приобретение других компаний, финансирование оборотных капиталов и различных проектов, модернизацию производства.
После выхода на IPO компании могут получить в свой штат лучших специалистов, повышают престиж и репутацию, а также обретают объективную рыночную оценку себя и увеличивают ликвидность своих активов, а основатели, и сотрудники, владеющие акциями – могут резко увеличить свое состояние.
Например, компания Apple после айпио сделала долларовыми миллионерами 300 своих сотрудников и директоров, основатели Google также стали миллионерами.
Также, данный процесс в 2008 году принес VISA 17,9 млрд. долларов, Twitter в 2013 году – 14,5 млрд, а Роснефть в 2006 году привлекла 10,6 миллиардов, и это далеко не весь список.
Каковы же особенности его проведения для России?
Главной особенностью является то, что наши компании предпочитают проводить данную операцию на зарубежном рынке, и соответственно существенная часть активов размещается заграницей. Это происходит из-за строгих правил проведения и недостаточной развитости рынка.
Однако в последнее время наблюдается позитивная тенденция, и российские компании проводят IPO на московской бирже. Так, за последние года, почти 40% акций отечественных организаций размещали свои акции на биржах с помощью систем российских площадок.
Народное IPO
Нам необходимо уточнить что такое народное айпио, которое отличается от рассмотренного выше – классического. В данном случае, выпускаемые акции предназначаются населению страны, в которой они выпущены.
В основном подобное размещение проводится государственными компаниями с целью приватизаций, необходимых для укрепления бюджета.
Примером народного IPO является продажа акций в Англии в 1980-1990 годах, когда активы крупнейших национальных организаций, таких как British Gas, British Steel, Rolls Royce, могли приобрести только англичане.
Процесс организации IPO, и его этапы
К данному процессу прибегают как молодые организации, в основном для привлечения инвесторов, так и крупные корпорации, для подтверждения престижа.
То есть, в первом случае реализуются только выпущенные акции, а во втором – ранее выпущенные. Также может происходить доразмещение -когда уже обращающиеся на бирже акции выпускаются дополнительно.
В процессе выхода на биржу, помимо самой организации-эмитента, участвуют компании-андеррайтеры, аудиторы, Инвестбанк, юридическая служба, различные консультанты и PR- щики.
Андеррайтеры, в роли которых может выступать инвестиционный банк, после подписания договора помогают компаниям подготовить все нужные документы, определиться с торговой площадкой и ценой размещения, и подают инвестиционный меморандум в специальную инстанцию (русское IPO контролирует Банк России).
В меморандуме содержатся сведения о руководителях и акционерах организации, ее финансовая отчетность, а также цель привлечения средств, и, при наличии – ее текущие проблемы.
После чего данные проверяются аудиторами, юристами, и по завершении – назначается дата IPO.
За свою деятельность андеррайтеры получают хорошую прибыль (разница между первоначальной стоимостью акций и ее величиной перед началом торгов), и поэтому все потенциальные андеррайтеры конкурируют между собой с целью получить перспективного клиента для оказания своих услуг. Они проводят презентации фирмы, и привлекают инвесторов еще до объявления начала торгов.
Инвестиционный банк и выходящая на биржу организация определяют стоимость акций до проведения айпио. Цена будет зависеть от внешних (ситуация на финансовом рынке, количество конкурентов, заинтересованность покупателей) и внутренних (имидж, показатели прибыли, качество продукции и оказываемых услуг) факторов.
Также присутствует конкуренция между биржами, желающими разместить в своем листинге перспективную компанию.
После официального начала торгов, частные инвесторы могут приобретать акции, которые в первое время могут подскочить до 300%, а потом могут и резко упасть, что предполагает определенные риски.
А теперь рассмотрим этапы айпио.
- Подготовка, которую следует начать заранее (за 4 года). За это время нужно найти все слабые места, касающиеся юридических вопросов и управления фирмой, поработать над положительной репутацией компании, и над активным ее рекламированием.
- Процесс выхода на рынок. За год до проведения процедуры, нужно выбрать андеррайтера (с помощью тендера), юристов, консультантов, и с их помощью выбрать биржевые площадки, и составить меморандум (стоимость акций, их количество, размер дивидендов, предполагаемая прибыль для инвесторов).
- Далее нужно дождаться подходящего момента с учетом внешних факторов, влияющих на состояние финансового рынка. К неблагоприятным периодам можно отнести праздники, летние отпуска, первичное размещение нескольких компаний в одно время.
- Непосредственное размещение ценных бумаг и работа с инвесторами, публикация отчетности и поддержание имиджа компании.
- На завершающем этапе проводят окончательную оценку успешности размещения акций (рост цен, объемы торгов).
Каковы же плюсы и минусы данного процесса?
К положительным сторонам относится:
- получение доступа к фондовым рынкам;
- получение долгосрочных капиталов;
- повышение капитализации фирмы, ее престижа, рейтинга;
- защита от поглощения конкурентами, не вышедшими на такой уровень.
Недостатками являются:
- определенные требования к величине компании (многие мелкие и средние фирмы не могут стать публичными на зарубежных площадках);
- расходы на проведение айпио (оплата участвующим в процессе сторонам);
- раскрытие финансовой отчетности.
Естественно, плюсов намного больше, и они существеннее, не правда ли?
По традиции в конце статьи добавлю видео, которое мне прислали на днях. Такого вы еще не видели, слабонервным не смотреть.
На этом мы подошли к завершению нашей статьи. Осмелюсь предположить, что вам было интересно.
Всем до свидания, и до скорых встреч!
С уважением, Руслан Мифтахов.