Доброго времени суток, уважаемые читатели! С вами как обычно Руслан, и как и обещал в прошлой статье, посвященной IPO, сегодня расскажу вам про листинг что это такое, какова его процедура, виды, преимущества.
Содержание статьи:
Что же это такое?
Листинг – это такая процедура, в процессе которой ценные бумаги допускаются к обращению на биржах, при условии соблюдения их эмитентами соответствующих требований.
Разберем что это значит простыми словами, на примере данного процесса в торговле.
Например, компания желает реализовывать свой товар в крупной торговой сети, за что данная сеть требует различное дополнительное оборудование – витрины, стойки, а также маркетинговые предложения – бонусы, призы. Этот процесс и называется листингом.
И так, данный термин применяется в нескольких сферах:
- Непосредственно в биржевой (его мы и будем рассматривать подробно). Здесь, в основном, инициатором данной процедуры выступает компания-эмитент, но иногда, и сама торговая площадка проявляет инициативу (когда популярные и перспективные ценные активы распространяются по неофициальным каналам).
- В торговле, где для производителя – это возможность представить ассортимент продукции в торговой сети, а для покупателя – это возможность выбирать из большого разнообразия товаров.
- В недвижимости – это договор собственника недвижимости с брокером, осуществляющим продажу данного имущества, и получающий за это комиссию.
- В программировании, код программы – это и есть листинг, представленный на языке ассемблера.
Какие он дает преимущества?
Для эмитента данный процесс дает преимущества, выполняя следующие функции:
- появляется возможность привлечь дополнительный капитал от инвесторов;
- открывается доступ к международному фондовому рынку;
- получение рейтинговой оценки своей компании, и повышение ее инвестиционной привлекательности;
- ликвидность активов увеличивается;
- средства вкладчиков получают дополнительный уровень защиты.
Какова же его процедура?
Если организация не соответствует всем требованиям биржи, ее заносят в предварительный список — предлистинг, что защищает инвесторов от вложений, которые могут быть рискованными. Акции, находящиеся в таком списке можно покупать либо продавать за пределами данной торговой площадки.
Процедура самого листинга делится на этапы:
- Эмитент, либо представляющий его интересы консультант, подает и регистрирует заявку.
- Биржа проводит специальную экспертизу как ценных бумаг (их объем и продолжительность обращения), так и самой организации –ликвидность ее активов, рентабельность деятельности, движение капиталов.
- Далее предоставляется необходимый пакет документов. Это проверенная аудиторами финансовая отчетность за 3 предшествующих года, документы по эмиссии ценных бумаг, оценки экспертов, и другие, согласно требованиям.
- Комиссия по допуску ценных бумаг анализирует предоставленные документы, определяет первоначальную цену размещения бумаг, прогнозирует их спрос и привлекательность для инвесторов.
При этом, каждая торговая площадка имеет свои требования к компаниям-эмитентам.
Например, фондовая биржа Нью-Йорка требует размер рыночной капитализации не менее 75 млн. долларов в месяц, иначе компании выставляется испытательный срок на 18 месяцев. А если организация прошла IPO, то общая стоимость всех ее акций должна находиться в пределе от 100 млн. долларов.
К цене копеечных акций (стоят меньше 1 доллара) также предъявляется требование – в течение месяца подняться выше 1 $, иначе их уберут со списков.
А в Германии фондовый рынок выставляет меньше условий, и размер капитала компании должен быть не меньше 3,5 млн. евро. И подать заявку, как и в основном по всей Европе, может компания, проработавшая на рынке не менее 3 лет.
Требования Московской биржи
Рассмотрим особенности внесения в списки на Московской бирже – ММВБ.
Данный процесс осуществляется путем включения ценных бумаг в список, который состоит из трех уровней, где первые два – котировальные, а третий- нет.
К требованиям по размещению акций на данной бирже относятся:
- соответствие акций и предоставляемой о них информации законодательству РФ;
- рыночная капитализация должна быть не менее 60 млрд. рублей, при общем количестве обыкновенных акций на 3 млрд. рублей, а привилегированных – на 1 млрд (для 1 первого уровня);
- продолжительность деятельности клиента должна быть не менее 3 лет (для 1 уровня) и 1 года (для второго уровня);
- раскрытие отчетности по МСФО за 3 предыдущих года (либо за 1 для второго уровня);
- корпоративное управление должно соответствовать требованиям данной торговой площадки;
- для первого уровня объем сделок за квартал должен быть не менее 1 млн. рублей.
К каждому виду ценных бумаг здесь предъявляются свои требования.
Классификация
В зависимости от публичности, выделяют первичный и вторичный листинги.
При первичном – ценные бумаги обращаются на местной бирже, и его необходимо пройти для выхода на мировые площадки.
На организованном первичном рынке существует несколько методов листинга:
- приглашение общественности непосредственно компанией- эмитентом;
- предложения к продаже акций существующих акционеров;
- тендерные предложения для инвесторов;
- частное размещение;
- через исполнение или конверсию, и другие методы.
При вторичном листинге – акции попадают в списки, обращающиеся за границей, и далее делятся на 2 категории: прямой список (регистрация эмитентов, только вышедших на мировой рынок) и депозитарных расписок (регистрация депозитарных расписок вместо акций).
Если эмитент осуществляет процедуру листинга не на одной бирже, а на нескольких, то данный процесс делится на двойной (нахождение в списках нескольких торговых площадок одного государства, что значительно повышает ликвидность ценных бумаг) и кросс-листинг (регистрация на площадках нескольких стран, где после первой регистрации, можно попасть в следующий список по упрощенным правилам, что существенно сокращает сроки и издержки компании).
Таким образом, мы рассмотрели с вами суть, разновидности, преимущества, а также сам процесс осуществления листинга.
Мы будем ждать ваших оценок!
До завтра! С вами был Руслан Мифтахов.
Так что же такое Листинг
?